Вернулся из Финляндии, испытал мерзкое чувство
Вернулся из велотрипа по Финляндии, который буквально перевернул
мое отношение к финнам.
Маршрут
проходил по финской провинции, дороги — грунтовые. Ночевки — вне кемпингов. Не
многие знают, но вставать с палаткой в Финляндии можно везде. Граница и таможня
на велосипеде проходятся за пять минут без очереди (Привет, автомобилисты!).
Сразу от границы начинаются велодорожки, но дальше в деревенской части страны
асфальта и прочих удобств нет.
О финской дорожной
инфраструктуре написано много, как и о самих финнах, которые в разных
«Особенностях национальной рыбалки», да и в нашем сознании в основном предстают
некими неотесанными, пьяными увальнями. А любая страна — это люди, вот они-то
меня и удивили. Вот несколько эпизодов интересных с культурологической точки
зрения: мы приехали в музей деревянного зодчества в Иматре, но облом, он
оказался закрыт до июня. Встретили хозяина, возившегося с машиной. Он открыл
музей — все избы старые финские с деревенской утварью, приветливо сказал:
«Смотрите» и ушел обратно в машину.
Ни слова о деньгах и никакого страха за драгоценное музейное
имущество, как в наших Кижах и прочих музеях, где в каждой комнате по
смотрителю.
Вторая история: девушка,
торговавшая мороженным, заметила, что мы рассматриваем карту и подошла узнать,
все ли в порядке. И когда не смогла нам помочь, закрыла свой киоск (!) и решила
позвать маму, сидевшую неподалеку, чтобы та подсказала. Пришла мама, которая
говорила немного по-русски, и помогла и даже откуда-то принесла и подарила
более подробную карту. Вроде мелочи, да? Но приятно.
Но и на этом наш культурный
экспириенс не закончился. Уже под ночь, проехав более 80 километров по сельским
дорогам, в районе Суокумы нам никак не удавалось найти выход к озеру. Слишком
много тропинок и тропок. Решили ловить редкие в этих местах машины, чтобы
спросить дорогу. Остановилась первая же (!) машина. Водитель — голый по пояс
рыжебородый финн, а с ним его миловидная подруга. Мы объяснили проблему, что
хотим переночевать у озера, вдали от людей и ближе к воде. Проблему они поняли.
Стали пытаться чертить карту. Не получилось. Попросили подождать десять минут.
Уехали и что вы думаете — вернулись на велосипедах!! И проводили нас несколько
километров по лесным дорогам к озеру. Эта пара живет на хуторе и разводит
лошадей. Мы видели прекрасных коней в поле неподалеку.
Ну и последняя история:
после утренних шестидесяти километров под палящим солнцем, мы попросили воды у
одного из фермеров, работавших в поле. Фермер не отрываясь от работы указал
рукой на свой дом: «Идите и налейте на кухне». Офигеть! Думаете, это мелочи? Но
это ведь ни какая-то там Германия, это Финляндия здесь под боком, рядом с
русской границей, и как другая планета!
Каким образом? Почему так? Находясь там, я постоянно задавал себе
эти вопросы. И мой внутренний патриотизм и мою национальную гордость постоянно
подтачивало мерзкое чувство несостоятельности и ущербности.
Вот та же природа по обе
стороны границы, те же березки, сосенки, каменистые склоны и болота. Конечно,
северная природа не самая удобная для взращивания разных культур и
животноводства (так у нас обычно оправдываются), но в Финляндии поля распаханы,
везде хутора с прекрасным хозяйством. Люди разводят лошадей, кто-то коз и
коров. Везде почтовые ящики со свежими газетами.
Дома не заперты. Чистота на
дорогах – ни мусора, ничего. У каждого озера лодки и домики для барбекю общего
пользования. В городах покрупнее велодорожки, никак не пересекающиеся с автомобильными.
Полицию за всю поездку мы
не видели ни разу. Общее ощущение, что явно нация взяла и сделала все под себя,
для своего кайфа и удобства. Природа не угроблена – за одну короткую поездку
можно увидеть зайцев, лис, сов. У нас, к примеру, за десять лет я один раз
только встретил лису. Зато полицию с многочисленными КПП в приграничных
областях встречаю постоянно. Пять раз проверяли паспорт, начиная с Лесогорска.
Интересно, зачем? Два раза пытались сознательно напугать или сбить на машине.
Натравливали собак.
Я уже ничему не удивляюсь, много лет путешествую по России. Но к
иллюстрации рассказа о Финляндии приведу несколько коротких свежих эпизодов
«российского гостеприимства» (из множества) за этот только-только начавшийся
велосезон.
На майские ездили недалеко
от Хийтолы по северному берегу Ладоги, увидели пожар в полях и одиноко стоящий
домик, к которому подбирался огонь. Поехали по дорожке к домику предупредить о
надвигающейся опасности. Выбежала бабка и не дав нам рта раскрыть сразу: «Что
вы тут забыли? Это дорога не проезжая. Убирайтесь вон!!!». Сказали, что
предупредить о пожаре за домом. Поджала губы: «Посмотрим. А вы уезжайте».
Второй эпизод: прокололся,
отстал от товарищей, пытался застопить машину, чтобы уточнить маршрут. Я
простоял час, проехало мимо около сорока машин, прежде чем остановилась
раздолбанная девятка, и та с ветераном войны, глухим на одно ухо, который
все-таки помог.
И третий эпизод: под
Каменогорском — выехали из дичайшего леса к какой-то усадьбе с фонтанами и с
красивым домом — решили спросить о том, куда дальше ведет дорога — выскочил
жирный хозяин со свинячьими глазками, в которых так и читается вечный
застрявший страх, что вот даже спрятавшись в этой глуши с наворованными
деньгами, его рано или поздно найдут и спросят «Откуда?».
И конечно из его глотки
вырвались вместо приветствий сразу угрозы: «Что вы тут ездите? Сейчас собак
спущу. Пошли вон!». Вот такой вот контраст, вот такое «гостеприимство». Вот
из-за этого, путешествуя по Финляндии, я думал в основном о нашей с вами родине.
И когда ехал обратно, уже в
Ленинградской области, по-другому смотрел вокруг — на эти свалки, мусор,
разруху. Обращал внимание, что нет ни одного вспаханного поля по дороге. В
основном или пустые деревни или грязнущие заводы и комбинаты (привет Светогорск!)
или частные дома с припаркованными джипами и высоченными заборами, вокруг
которых свалка из мусора, валяющихся шин и прочей нечисти.
Все подходы к озерам
загажены так, что страшно подойти. А чаще не подойти по другой причине — все
озера и даже весь север Ладоги нелегально застроены. У всех собаки и джипы. А
места общего пользования с таким количеством мусора, что сколько мы не пытались
его вывозить на своих велосипедах, иногда таща по три дня мусорные мешки — этот
мусор не иссякаем. Что говорить, если даже таможенная, еще закрытая, территория
с русской стороны в Брусничном — загажена так, что словами не описать. ЕВГЕНИЙ
РОГОВ
Комментариев нет:
Отправить комментарий